19.12.2020 Профилактика проблемного поведения подростков

Профилактика проблемного поведения подростков

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Отклоняющееся поведение подростка и способы его коррекции

  • Недисциплинированность.

Причины: - гиперактивность – избыток энергии, неумение рационально проявить свою активность и инициативу; - неудачно выраженное стремление к самостоятельности; - неправильное понимание упрямства как проявления силы воли; - желание противостоять подавлению личности.

Основные правила профилактики и устранения: необходимо давать нагрузку, чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела. В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным. Нельзя приказывать, но нельзя и уступать ребенку. Организовать правильный режим учебы и отдыха. Учитывать потребности и интересы ребенка. Включать ребенка в коллективную деятельность.

  • Побеги и бродяжничество:

Причины: - как следствие черепно – мозговой травмы, сотрясений или воспалительных заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли в подростковом возрасте; - склонность к фантазии, стремление получить сильные впечатления; - из-за излишнего контроля и авторитарного стиля воспитания педагогов и воспитателей; - реакция на неблагополучную среду воспитания; - отсутствие должной заботы о ребенке; - частые сердитые нарекания и брань взрослых; - наказания по пустякам; - ухудшение положения ученика в классе (трудности в учебе, ссоры с педагогами); - под влиянием товарищей (конформный тип поведения). Основные правила профилактики и устранения: дать почувствовать, что подросток не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы защитить. Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, воспитанников детского дома и одноклассников. Помочь не поддаваться возникающим чувствам. Искать пути согласия с окружающими. Сделать привлекательным пребывание в группе детского дома или в школе.

  • Грубость.

Причины: - самоутверждение в среде сверстников; - подавление личности ребенка взрослыми; - как ответная реакция на несправедливое обращение взрослых; - состояние переутомления.

Основные правила профилактики и устранения: уважение достоинства ребенка. Предоставление самостоятельности. Разумная организация активности. В случае ответной реакции на несправедливое обращение взрослых – исправление взрослыми своей ошибки.

  • Агрессивность, жестокость.

Причины: - как следствие психического заболевания; - под влиянием социальных причин и, главным образом, под влиянием воспитания и психологии того макросоциального коллектива, который окружает ребенка. - неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным. - желание отыграться за собственные обиды или душевная травма. - боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению.

Основные правила профилактики и устранения: чем же можно побороть жестокость у подростков? - только воспитанием, - только развитием культуры, 5 - только осознанным подавлением диких инстинктов, только длительным миром, только любовью. - взрослым, работающим с подростками, необходимо контролировать собственную жестокость, избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка, не превращать своих детей в злопамятных мстителей.

  • Лживость.

Причины: - стремление привлечь к себе внимание; - боязнь наказания; - желание «прикрыть» товарища.

Основные правила профилактики и устранения: уважение к правдивости ребенка. Убеждать, что лживость – презренное качество человека. Воспитатель сам должен быть примером честности и искренности. Не отставлять без последствий проступок, маскируемый ложью. Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

  • Воровство.

Причины: - недостаток любви и тепла; - недостаточная этическая воспитанность или избалованность; - потребность испытать себя, закалить в рискованном деле, испытать чувство одобрения в компании сверстников - в деятельности игрового типа или по мотиву шалости; - желание иметь красивые вещи, которых ребенок лишен; - зависть.

Основные правила профилактики и устранения: Персональное внимание и любовь к каждому ребенку. Необходимо формировать правильное содержание понятия «честность», «риск», представления о храбрости и т.п. - обсуждение и проигрывание сложившейся ситуации, чтобы ребенок понимал не только свои интересы, но и смог встать на позицию пострадавших. - вовлекать подростков в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности. - организовать досуг воспитанников.

 

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты.

  1. Сколько вашему ребёнку полных лет? ___________ Пол вашего ребёнка: а) мужской б) женский
  2. Чем обычно занимается ваш ребёнок в свободное от учёбы время?

А) Читает книги (назовите две любимые) _________________________

Б) Занимается самообразованием, готовится к поступлению в _____________________________

В) Смотрит телепередачи (назовите две любимые) _____________________________________________

Г) Смотрит фильмы, в основном в жанре: ____________________________

Д) Слушает музыку _____________________________________________

Е) Зарабатывает деньги (каким образом) _____________________________

Ё) Обучается делу, профессии (какой) _______________________________

Ж) Гуляет на улице тусуется с друзьями _____________________________

З) Занимается спортом (каким) _____________________________________

И) Ходит на кружок, в клуб (какой) _________________________________

  1. Как часто ваш ребёнок пропускает занятия в школе без уважительной причины?

А) Постоянно (почти, что каждый день)

Б) Часто (5-7 уроков в неделю)

В) Редко (2-3 урока в неделю)

Г) Практически не пропускает

  1. Как Вы считаете, почему подростки пропускают занятия в школе?

А) Их часто выгоняют с уроков за поведение

Б) Думают, что есть дела и поважнее школьных уроков

В) К ним плохо относятся сверстники: смеются над ними, издеваются

Г) Не видят смысла в учёбе, - всё равно эти занятия не пригодятся в жизни

Д) Учителя не ценят этих ребят, незаслуженно ставят плохие оценки

Е) Родители не следят за делами детей, - вот они и прогуливают школу

Ё) учителя часто придираются по пустякам, делают несправедливые замечания

Ж) В школе не интересно, негде себя проявить

З) Дома родители контролируют каждый шаг, а в школе можно «выпустить пар»

И) В школе им угрожают «плохие ребята», требуют деньги

Й) Учителя плохо смотрят за дисциплиной в классе

К) Слишком сложная программа. Чуть пропустил и уже не догонишь

  1. Уходил ли ваш ребёнок когда-нибудь из дома?

А) да

Б) нет

  1. Если да, то, как часто ваш ребёнок это делал?

А) Очень часто (более 5 раз)

Б) Часто (от 3-5 раз)

В) Редко (1-2 раза)

  1. Как вы считаете, почему подростки уходят (убегают) из дома?

А) Не хватает знаний, опыта для того, чтобы разрешить сложную ситуацию

Б) Хотят быть независимыми, ищут приключений на улице

В) Не находят поддержки и понимания у родственников

Г) Из-за серьёзной психологической травмы (смерть родственника, развод родителей)

Д) Хотят хоть немного заработать для себя и семьи

Ё) Родители не заботятся о детях, не обращают на них внимания

Ж) Из-за постоянных конфликтов в семье

З) Потому что их родители когда-то сами росли и воспитывались на улице

И) Получают много запретов и нареканий от родителей

Й) Дома их бьют, унижают

К) Их «подталкивают» на это другие ребята

  1. Кто на ваш взгляд мог бы эффективно, выступая в качестве посредника, заниматься разрешением конфликтов в школе:

А) Школьный психолог или социальный педагог

Б) Директор школы

В) Зам директора по воспитательной работе

Г) Команда «школьных миротворцев» из числа подготовленных педагогов и старшеклассников, имеющих влияние и авторитет

Д) Школьный инспектор

Е) Подростки сами разберутся

Ё) Приглашённый со стороны специалист 

Ж) Ваш вариант ______________________________________________________

  1. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы жизнь подростков стала лучше? _____________________________________________________________________