Преступления нацистских преступников на территории белорусского Полесья

 

Материалы взяты из книги «Геноцид Белорусского народа. Информационно-аналитические материалы и документы».

В годы нацистской оккупации (1941–1944 гг.) на территории Беларуси: истреблено более 3 млн мирных граждан и военнопленных; угнано в немецкое рабство под угрозой смерти более 377 тысяч человек, из которых многие погибли в результате невыносимых условий труда, лишений и истязаний; разрушено и сожжено 209 городов, в том числе города Минск, Гомель, Витебск, Полоцк, Орша, Борисов, Слуцк; разрушено и сожжено более 9200 сел и деревень, в том числе 5295 населенных пунктов нацисты уничтожили вместе со всем или частью населения; уничтожено более 1270 тысяч построек в городах и на селе.

С первых дней войны войсками вермахта и специально созданными командами СС и СД производилось уничтожение советских активистов, комиссаров, евреев. В июле 1941 года в г. Барановичи Г. Гиммлер провел совещание, на котором было принято решение о проведении масштабной операции по очищению оккупированной территории Брестской, Барановичской, Пинской и Полесской областей от враждебных нацистам элементов: подразделений Красной Армии, попавших в окружение, партизан и местного населения. Операция получила название «Припятские болота». Она проводилась в период с 19.07 по 31.08.1941 силами 1-й кавалерийской бригады СС с привлечением подразделений 162-й и 252-й пехотных дивизий вермахта. В ходе операции также отрабатывались методы массового уничтожения еврейского населения, в том числе путем утопления в болотах. Согласно сведениям командования 1-й кавалерийской бригады СС, на 13.08.1941 в результате карательной экспедиции было убито 13788 человек.

В июле-августе 1941 года была проведена операция с участием войск вермахта и полиции на территории Беловежской пущи. Так, 322-й немецкий полицейский батальон, по неполным данным, в ходе операции выселил в деревни восточнее Пружан из 34 населенных пунктов в районе Беловежской пущи около 6,5 тыс. человек. При проведении карательной акции было расстреляно более 50 человек. В германских документах указывалось, что причиной расстрела 47 человек стала коммунистическая агитация. После насильственной эвакуации большинство деревень сжигалось.

В ходе расследования уголовного дела о геноциде населения Беларуси установлено, что летом 1941 года в урочище Мочула в Лунинецком районе Брестской области немцами были расстреляны лица еврейской национальности. Расстрел людей производил карательный отряд, насчитывавший около 300 солдат и офицеров. Перед расстрелом жертв раздевали догола. В ходе осмотров места происшествия, проведенных в сентябре–октябре 2021 года, установлены 5 могил с человеческими останками, извлечены костные останки не менее 495 человек. Согласно заключениям медико-криминалистических и баллистических экспертиз, костные останки принадлежат как мужчинам, так и женщинам, в том числе не менее 13 детям в возрасте 5–15 лет. На фрагментах отдельных костей черепов обнаружены повреждения в виде дырчатых переломов, характерные для образования в результате воздействия выстрела из огнестрельного оружия.

    Домачевский детский дом располагался в п. Домачево Домачевского района Брестской области (в настоящее время: Брестский район, Домачевский сельисполком, г. п. Домачево).23 сентября 1942 года около 19.00 во двор детского дома прибыла пятитонная машина с шестью вооруженными немцами в военной форме. Старший из группы объяснил, что детей повезут в г. Брест и приказал сажать детей в кузов автомашины. В машину было посажено 55 детей и воспитательница Грохольская П.А. Шахметова Тася, 6 лет, слезла с машины и убежала, а все остальные 54 ребенка и воспитательница Грохольская П.А. были вывезены в 1,5 км от деревни Леплевка. На пограничной дерево-земляной огневой точке, расположенной на расстоянии 800 метров от реки Западный Буг, дети были расстреляны.

Озаричский лагерь смерти

 

Озаричский лагерь смерти располагался на территории Домановичского района Полесской области (в настоящее время: Калинковичский район Гомельской области). Концентрационный лагерь «Озаричи» просуществовал лишь десять дней в марте 1944 года, тем не менее оставил страшный след в истории Великой Отечественной войны из-за нечеловеческих условий содержания и методов уничтожения людей. Там не было крематориев — эту роль выполняли холод, голод, сыпной тиф и другие болезни. Войсками 65-й армии 1-го Белорусского фронта под командованием генерал-лейтенанта П.И. Батова 19 марта 1944 года на переднем крае немецкой обороны были обнаружены три места, где располагался концентрационный лагерь, в котором на момент освобождения находились свыше 33 480 человек, из них 15 960 детей в возрасте до 13 лет, 13 702 нетрудоспособных женщины и 4448 стариков.

Узники размещались прямо на земле. Многие из них потеряли способность двигаться и без памяти лежали в грязи. Совершенно раздетым и голодным людям строжайше запрещалось разводить костры, собирать хворост для подстилки, приближаться к проволочным заграждениям. За малейшую попытку нарушить этот режим гитлеровцы расстреливали узников. Подходы к лагерю были заминированы. Людей не кормили, чтобы хоть как-то согреться и спасти себя и своих детей, людям приходилось снимать одежду с трупов. Среди заключенных было большое количество больных тифом. Согласно протоколам допросов, проводившихся в 1945 году, в период с 9 по 13 марта 1944 года гитлеровцы под усиленным конвоем СС и охранной полиции согнали в лагерь в районе местечка Озаричи около 50 тысяч советских граждан. Членом Чрезвычайной государственной комиссии академиком Трайниным И.П. и судебно-медицинской экспертной комиссией было установлено, что немецкие военные власти преднамеренно, с целью распространения сыпного тифа, размещали больных вместе со здоровым населением, заключенным в концентрационный лагерь у переднего края немецкой обороны. Больные свозились немцами в лагерь из населенных пунктов Полесской, Минской, Гомельской и других областей Белорусской ССР.

 

Концлагерь «Колдычево»

 

В марте 1942 года нацистами был создан концлагерь «Колдычево», который располагался на территории д. Колдычево Городищенского района Барановичской области (в настоящее время д. Колдычево Барановичского района Брестской области) и просуществовал до лета 1944 года. Содержавшихся в лагере людей практически не кормили и при этом они были заняты непосильным, изнуряющим трудом. Многие, находившиеся в лагере, болели тифом, дизентерией, но медицинская помощь им не оказывалась. За годы существования в лагере было уничтожено около 22 000 человек. Часть заключенных была расстреляна и захоронена непосредственно на территории лагеря. При этом у жертв руки были связаны за спиной колючей проволокой. С целью скрыть свои злодеяния на месте захоронений немцами высаживались зеленые насаждения. Таким местом является березовая роща Арабовщина. Лагерь в Колдычево просуществовал до лета 1944 года, до момента освобождения оккупированных территорий войсками Красной Армии. Узники лагеря «Колдычево» Бриль К.П., Карпович И.А., Карнацевич (Гайдук) В.Ф., Сакуть П.С. рассказали об издевательствах над людьми со стороны охраны лагеря. Также в ходе расследования уголовного дела были осмотрены и приобщены в копиях материалы уголовного дела по обвинению Калько Н.А., Сенкевича Л.А., Кухты М.М. и Королевича А.И., которые проходили службу в 13-м белорусском батальоне «СД» и занимались охраной лагеря «Колдычево», а также принимали участие в ряде карательных операций против мирного населения. При этом Калько Н.А. занимал должность коменданта охраны лагеря. Под руководством Калько Н.А. и при участии иных лиц в отношении заключенных применялись издевательства, пытки, беспричинные наказания, избиение, травля собаками женщин и детей, массовые расстрелы. В оправдание своей жестокости Калько Н.А. в суде заявил, что действовал по приказу представителя оккупационных войск Иорна. По приговору Военного трибунала Белорусского военного округа от 14.03.1962 года Калько Н.А., Кухта М.М., Сенкевич Л.А. и Коралевич А.И. приговорены к смертной казни — расстрелу.

 

Насильственный угон на принудительные работы за пределы СССР

 

Гомельской области. При отступлении немцы сожгли дома в деревне, а людей согнали в колонны для отправки в Германию. По дороге заставляли рыть окопы. На станции Жлобин погрузили в товарные вагоны и доставили в Германию. Выгрузив, разместили в лагерных бараках, где выдали рабочую одежду с надписью «ост». Привлекали к выполнению сельскохозяйственных работ в интересах «бауэров» в окрестностях г. Бельцига. Кормили один раз в день баландой — вода со шпинатом, иногда давали морковку. Немецкая хозяйка ее неоднократно избивала, таскала за волосы не только за плохую работу, но и за чтение газет. Также заставляла рвать крапиву голыми руками. Массовый характер носил и угон на принудительные работы детей. Имели место случаи использования детей в качестве доноров. Так, в учебном хозяйстве «Красный Берег» в Жлобинском районе Гомельской области в 1943 году создан сборный лагерь детей в возрасте от 8 до 14 лет, который просуществовал до 25 июня 1944 г. Дети насильно отнимались у матерей в Жлобинском, Рогачевском, Стрешинском, Добрушском и других районах и сгонялись на данный пункт, где проходили медицинский осмотр и отправлялись в Германию для взятия крови на лечение раненых немецких офицеров. Всего для этих целей увезли 1990 детей.