О ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА О ГЕНОЦИДЕ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА НА ТЕРРИТОРИИ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

О ХОДЕ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА О ГЕНОЦИДЕ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА НА ТЕРРИТОРИИ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

Генеральная прокуратура Республики Беларусь в апреле 2021 года возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период.

В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.

Начатый Генпрокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида направлен на установление конкретных лиц из числа немецких захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в концлагерях и гетто, массовый угон гражданского населения в немецкое рабство.

Сведения из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида, пресечь попытки обесценить историческую правду.

С момента возбуждения уголовного дела о геноциде населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны прокуроры установили много новых, ранее не известных общественности фактов злодеяний оккупантов и их пособников по всей стране. К примеру, только в Брестской области в рамках расследования было допрошено более 1,5 тысячи свидетелей и потерпевших, а также установлено 26 ранее неучтенных мест массового уничтожения мирных граждан.

Расследование уголовного дела о геноциде – это наш инструмент противодействия реабилитации нацизма. Мы не только показываем настоящий облик тех, кто сейчас пытается возродить фашизм. Мы еще раз открыто заявляем, что не допустим попыток переписать историю и предать забвению жертв Великой Отечественной войны.

В развитие работы по расследованию уголовного дела и для закрепления в законодательстве правовых последствий недопустимости реабилитации нацизма Президент Беларуси Александр Лукашенко  05.01.2022 подписал Закон "О геноциде белорусского народа". Законом предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 года). Под белорусским народом понимаются все советские граждане, проживавшие на территории БССР в указанный период. Одновременно устанавливается уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, например, посредством размещения соответствующей информации в СМИ либо в интернете.

Реализация Закона будет способствовать недопустимости искажения итогов Великой Отечественной войны, а также сплоченности белорусского общества.

Хотелось бы обратить внимание, что в довоенный период на территории БССР совместно проживали различные этнические группы людей, отличающиеся как по национальному происхождению, так и по религиозным вероисповеданиям. Исходя из национального признака, население БССР определялось как этническими белорусами, так и проживающими на территории лицами польской, еврейской, татарской и иных национальностей.

При этом не имело смысла проведение подсчетов количества людей той или иной национальности по причине того, что независимо от национальной принадлежности, все проживавшие на территории БССР граждане составляли единый конгломерат, именовавшийся белорусским народом.

Белорусский народ довоенного периода имел возможность самостоятельного определений направлений религиозного вероисповедания в зависимости от сложившихся национальных традицией и уклада, был представлен различными направлениями христианства, мусульманства и иудаизма.

Представители различных национальностей и религиозных конфессий сосуществовали в духе взаимного уважения и добрососедства, строили мирную жизнь исходя из единой идеологической направляющей государства того времени.

Принятию закона предшествовала серьезная работа по определению соответствия его положений нормам международного права и Конституции Республики Беларусь.

29.12.2021 состоялось решение Конституционного суда Республики Беларусь которым пределено, что принятие Закона обусловлено необходимостью сохранения исторической памяти, противодействия фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, укрепления национальной безопасности.

Конституционный Суд отметил, что впервые на законодательном уровне признается факт геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период.

Такой вывод основан на неопровержимо доказанных и документально подтвержденных многочисленными официальными актами расследований и судебными разбирательствами, в том числе проведенными на международном уровне, фактах чудовищных злодеяний нацистов и их пособников на белорусской земле.

Так, Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, образованной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года, было установлено, что на оккупированной территории Белорусской ССР нацисты создали более 260 лагерей смерти для уничтожения военнопленных и гражданского населения. Среди крупнейших лагерей только в городе Минске и его окрестностях их было 9, где уничтожено более 400 тысяч человек.

За 1941 - 1944 годы оккупанты провели на территории Беларуси более 140 крупных карательных операций, во время которых было сожжено абсолютное большинство сел и деревень Беларуси. За этот период захватчики сожгли около 9200 сел и деревень республики, из них 5295 разделили судьбу Хатыни, то есть были уничтожены вместе со всем или частью населения. Из сожженных деревень 186 так и не возродились. В Брестской области было уничтожено более 800 населенных пунктов.

Всего из Беларуси в Германию было угнано 399 474 человека, из которых десятки тысяч погибли, не выдержав жестоких условий эксплуатации. Не менее 1,4 миллиона человек были уничтожены в местах принудительного содержания гражданского населения. За годы войны республика потеряла около 2,2 миллиона человек, или каждого третьего своего жителя. Однако, следует отметить, что уже сейчас понятно в рамках расследования уголовного дела, что эти цифры не в полной мере отражают весь масштаб трагедии. Для установления объективной картины о потерях белорусского народа проводиться масштабная всесторонняя работа.

Как уже отмечалось выше, в ходе предварительного расследования только на территории Брестской области по известным обстоятельствам зверств немецко-фашистских захватчиков и их пособников допрошено свыше 1.500 лиц, из числа которых более 900 – бывшие узники концлагерей и иных мест принудительного содержания, более 200 – родственники бывших узников, в том числе и ушедших к настоящему времени из жизни.

В Брестской области установлены и действовали в годы войны 67 мест принудительного содержания населения: тюрьмы, концлагеря, гетто, сборные пункты отправки населения для выполнения принудительных работ. Все из них, по своей сути, являлись «фабриками смерти» как мирного населения, не зависимо от национальности и вероисповедания, так и военнопленных.

К примеру: в концлагере «Шталаг-337», организованном и действовавшем с сентября 1941 г. по январь 1944 г. возле д. Лесная, Барановичского района, за период существования уничтожено около 80.000 человек. В концлагере возле д. Колдычево Барановичского района за период его существования с лета 1942 г. по июль 1944 г. уничтожено около 22.000 человек.

Уничтожение белорусского народа осуществлялось на постоянной основе в течение всего оккупационного периода, планомерно, в соответствии с приказами германского режима о полной «зачистке» отдельных территорий от проживавшего на них этнического населения.

К примеру: к д. Бронная Гора Березовского района железнодорожными эшелонами на протяжении 1942 г. свозились с территории области мирные жители еврейской национальности, подлежащие физическому уничтожению. У данной деревни было расстреляно свыше 50.000 человек. При этом следует отметить что примерно столько же людей жило в довоенном Бресте.

На территории Брестской области к настоящему времени в ходе расследования данного уголовного дела установлено 856 населенных пунктов, полностью или частично уничтоженных в годы Великой Отечественной войны. Многие деревни были сожжены вместе с проживавшими в них жителями и разделили судьбу не безызвестной Хатыни, а отдельные – так и не были восстановлены после окончания войны, прекратив свое существование.

Так, 22.01.1944 была полностью сожжена д. Байки в Пружанском районе, всего 120 домов, жители которой в количестве 987 человек группами по 20-30 человек сгонялись в отдельные дома и в них же сжигались. На оставшуюся в живых группу детей в возрасте от 5 до 14 лет оккупанты натравили специально обученных собак, живьем растерзавших свои жертвы.

Многие деревни после их уничтожения прекратили свое существование, и информация о них сохранилась лишь в архивных документах. Прокурорами следственной группы в рамках расследования по уголовному делу на территории области установлены места расположений более 50 населенных пунктов, которые осмотрены с фиксацией их географических координат для последующего нанесения на карту сожженных деревень.

В ходе расследования к настоящему времени на территории области выявлено ряд мест, в которых предположительно могут быть захоронены жертвы войны, информация о которых ранее была неизвестна. В результате проведения поисковых мероприятий осенью 2021 года на территории Лунинецкого р-на в урочище Мачула извлечены костные останки расстрелянных в годы ВОВ мирных жителей, принадлежащие не менее чем 750 лицам, среди которых были женщины и дети. Точное число жертв устанавливается путем назначения и проведения соответствующих экспертиз, которые в полном объеме к настоящему времени не завершены.

Допрошенные бывшие узники концлагерей и иных мест принудительного содержания в своих показаниях рассказывали об ужасных зверствах нацистов.

Так, бывший узник Колдычевского концлагеря рассказывал, что у охраны лагеря имелся автомобиль в виде грузовика с закрытым металлическим кунгом кузовом. Во внутренний объем кунга через шланг подводились отработанные газы из выхлопной трубы. В кунг помещались узники концлагеря в количестве 15-20 человек, после чего двигатель автомобиля запускался и автомобиль ездил по маршруту устанавливаемого для него движения. Находившиеся в кунге узники во время движения задыхались от выхлопных газов.

О масштабах проводимой политики террора свидетельствуют данные о деятельности специальных подразделений, занимавшихся «зачисткой» г. Бреста и прилегающих территорий. Здесь силами 307-го полицейского батальона и подразделения 162-й пехотной дивизии в первой половине июля 1941 г. были расстреляны 4435 чел., в том числе 400 русских и белорусов. Согласно донесению о событиях в СССР № 43 от 5 августа 1941 г. за период с 21 по 31 июля 1941 г. оперативная команда «Брест-Литовск» ликвидировала 1280 чел., в донесении № 47 от 9 августа сообщалось о расстреле командой еще 510 чел., в донесении № 66 от 28 августа 1941 г. – об уничтожении 769 чел., в донесении № 78 от 9 сентября 1941 г. – 548 чел..

Известно о тех акциях уничтожения, которые были направлены на избавление от «лишних» групп населения (цыган, душевнобольных, детей-сирот). 23 сентября 1942 г. на окраине д. Леплевка были расстреляны 53 воспитанника Домачевского детского дома вместе с 20-летней воспитательницей Полиной Грохольской. Большинство детей были в возрасте 5-9 лет. Самому младшему было 2 года.

Уничтожение белорусского населения в период оккупации проводилось под предлогом борьбы с партизанами. В июле-августе 1941 г. на территории Брестской, Минской и Гомельской областей Беларуси личным составом 162-й и 252-й немецких пехотных дивизий, а также 1-й кавалерийской бригады СС была проведена карательная операция под кодовым названием «Припятские болота», в ходе которой было уничтожено 13 788 человек гражданского населения и 714 советских военнопленных. Во время проведения операции были сожжены деревни Хотыничи Ганцевичского района (уничтожены 73 чел.); Великая Гать (123 чел.) и Святая Воля Ивацевичского района (436 человек). В Пружанском районе жители деревень Борки, Выброды, Глушец, Залесье, Клетное, Хидры сумели спастись, но каратели полностью уничтожили дома людей, деревни Радецк и Чадель Пружанского района постигла та же участь, но при этом погибла часть жителей.

Для 1943 года характерны крупномасштабные «усмирительные» акции с использованием моторизованных подразделений, танков, авиации. Наиболее крупные карательные экспедиции фашисты проводили против партизан Пинской (июль–август), Барановичской (август), Брестской (сентябрь–октябрь) областей.

В 1944 году, чтобы обезопасить тыл группы армий «Центр», фашисты провели ряд карательных операций в Витебской, Минской, Гомельской и Пинской областях.

В годы немецко-фашистской оккупации наряду с карательными операциями проводились локальные акции, основной целью которых являлось наказание населения за поддержку партизан, невыполнение распоряжений оккупационных властей и поставок сельскохозяйственной продукции. В период с 5 сентября 1942 г. по 24 ноября 1942 г. личным составом 3-го батальона 15-го немецкого полицейского полка в ходе операции с кодовым названием «Треугольник» в районе Бреста, Пинска, Кобрина, Малориты и Березы расстреляно, повешено, истреблено 44 837 мужчин, женщин и детей, в т. ч. 113 партизан.

За поддержку партизан в ходе проведенных акций 11 сентября 1942 г. была полностью сожжена д. Дремлёво Жабинковского района, уничтожены все жители деревни (286 человек, среди них 124 ребенка и 74 женщины). Деревня разделила судьбу Хатыни, она не возродилась после войны.

23 сентября 1942 г. были уничтожены деревни Борки Малоритского района, Заболотье и Борисовка Кобринского района. При этом в д. Борки были расстреляны 705 чел., в д. Борисовка – 169 чел. (49 мужчин, 97 женщин и 23 ребенка), в д. Заболотье – 289 чел..

Сведения о совершенных нацистских преступлениях в период оккупации против гражданского населения в Брестской области были представлены в ходе Нюрнбергского процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии (1945-1946 гг.).

Можно приводить много примеров зверств нацистов, установленных в ходе предварительного расследования.

Вместе с тем, может встать логичный вопрос: какую взаимосвязь имеют злодеяния немецко-фашистских оккупантов с нашей современной действительностью.

Действительно, Беларусь – миролюбивое государство. Но в последнее время в отношении Беларуси развернулась небывалая информационная война, преследующая своей целью занижение роли белорусского народа, как народа – участвующего и победившего в самой кровопролитной войне человеческой истории.

Деструктивные интерет-каналы распространяют и навязывают информацию о героизации нацистских преступников и их пособников. Внедряют в умы молодежи подмененные идеалы и моральные ценности легкой наживы, стремления к разрушению, неких эфемерных перемен к новой жизни, которую можно построить, разрушив уже имеющиеся достижения и ценности.

Но что может быть хорошего в разрушении? Мы видим уже сейчас во что могут превратиться цветущие города за несколько дней под воздействием обезумевшей радикальной толпы, подогретой действиями иностранных террористов и провокаторов.

Нашей стране в августе 2020 году удалось преодолеть последствия данной информационной войны, не допустить разрухи и хаоса. Чтобы не повторились подобные провокации, белорусскому народу необходима сплоченность и единение. Базой такого объединения является историческая память белорусов. Только тот, кто хорошо знает и помнит свою историю, все ее кровавые вехи, способен адекватно противостоять информационным фейкам и определять для себя приоритетные направления в деятельности и развитии.

 

поделиться в: